Осознанное дыхание

Пусть ваше дыхание течет плавно, равномерно без рывков, перерывов в середине дыхания, перерывов между дыханиями, беззвучно, тайладхарават - подобно гладкой струе льющегося масла. Осознайте этот поток. Не должно быть перерывов в осознавании.

Почувствуйте, поток и прикосновение дыхания к ноздрям. Продолжайте делать это без рывков, без перерывов. Осознание вдоха должно непосредственно перетекать в осознание выдоха и обратно. Осознание выдоха особенно важно.

Если сознание блуждает в силу привычки, сформировавшейся за многие жизни, снова выпрямите позвоночник, снова быстро расслабьтесь, восстановите диафрагмальное дыхание, продолжайте наблюдать за потоком дыхания и за его прикосновением к ноздрям.

 

Мантра или священный слог

Попробуйте начать с мантры сохам. Некоторые, предпочитая произносить хамсо, называют её хамса-мантра. Выдыхая, воспроизводите в памяти слог хам.

Вдыхая, воспроизводите в памяти слог со. Это значит: «Я есть То». Те, кто принадлежит к другой религиозной традиции, могут использовать слово, предписываемое их традицией, при условии, что они будут должным образом обучены тем, кто хорошо знаком с медитационными практиками данной традиции. Учителя Гималайской линии обучены учитывать религиозный (атеистический) опыт каждого ученика.

Не позволяйте вниманию отвлекаться от процесса дыхания и от непрерывного мысленного течения слова. Наблюдайте, как дыхание, слово и сознание текут вместе как единый поток.

Постепенно увеличивайте время - не то, которое вы сидите, но то количество секунд, в течение которых вы способны поддерживать без перерыва осознание течения этого потока. Слишком большие усилия обречены на провал. Невозможно заставить себя уснуть усилием воли и так же нереально войти в медитационное состояние, борясь с собой.     Дайте этому произойти. Пусть все свершится само собой. Нет необходимости "делать" медитацию. Наблюдайте и переживайте этот опыт.

 

Мантра-дикша

Следующим шагом становится поиск кого-нибудь, кто бы дал вам первую инициацию, мантра-дикша, которую часто называют персональной мантрой. После мантра-инициации может быть предложено руководство по методу медитации наиболее подходящему вам. Как мантра, так и способ медитации предписываются в соответствий с индивидуальными самскарами - собранными за многие жизни отпечатками в подсознании, духовными потребностями и адхикарой - уровнем квалификации ученика.

Существуют множество способов получить более утонченное переживание мантры через различные коши, оболочки (ножны) внутри индивидуальности, пока не будет достигнуто конечное состояние тишины. По милости гуру может возникнуть состояние аджапы, когда мысленное воспроизведение, слушание мантры перестает быть действием, и становиться естественным состоянием.

Одному будут даны указания работать с внутренним звуком (нада) или светом (джйоти), следовать пути кундалини (йога управления энергиями). Другому объектом временной медитации будет указана определенная чакра, центр сознания. Вход в такую медитацию может произойти только после того, как инициирующий мысленно коснется чакры ученика.

В чакре может быть предписана визуализация определенной диаграммы или объекта, помещение образа ишта девата - любимой избранной формы божества: Иисус и Мария для христиан, Будда для буддистов и так далее. Одновременно ученик будет обучен тому, как соединять свою мантру с энергией данной чакры и как проникнуть в чакру через ее центральную точку (бинду-ведхана). Этим секретам учат некоторые специальные Тантры, но понять их можно только через живую взаимосвязь учителя с учеником. Гималайская традиция предполагает прямую передачу сознания от наставника ученику при их непосредственном контакте.