Йога - Самадхи
Центр Гималайской йоги
г. Ростов-на-Дону
Tрадиция Свами Рамы
  • Главная
  • Учителя
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Ссылки

Войти/Регистрация

Ростовское отделение Центра Гималайской йоги проводит набор в новые группы. Занятия в центре города. Справки у Виктории: 8-951 510 2297, 8-961 281 1080,

Очередные семинары, ретриты и открытые занятия во всех городах: состоятся в оговоренные сроки, справки у Виктории (Ростов-на-Дону): 8-951 510 2297, 8-961 281 1080,
у Миры (Казань) 8-967 36 230 30 и у инструкторов.
Время и место проведения в рассылках.

Мы также проводим семинары, занятия и ретриты и в других городах по приглашению. Обращаться к Виктории и Мире (см. выше)

Информация для интересующихся. Чтобы влиться в основной поток обучения, необходимо пройти базовые практики нашей традиции. Для этого нужно связаться с нами и начать посещать занятия.

Можно посещать открытые занятия и лекции руководителя или инструкторов Центра и изучать материалы, имеющиеся на сайте. Для связи с нами перейдите в Контакты. Также рекомендуем прочитать книгу Свами Рамы Жизнь среди гималайских йогов. См. также видеолекции Свами Рамы на нашем сайте.

Главная » Статьи » Статьи и тексты » Материалы для учеников

ПОЛЕ УМА: ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА БОГОВ, ч.2

Если бы кто-нибудь спросил: на какой науке индийские мудрецы основали большинство размышлений, как итог самой медитации, ответ был бы 'психология', понимание ума. Это было сделано не только путем объективных наблюдений. Мудрецы использовали себя как подопытных кроликов. Они вели свой собственный ум через различные состояния чувств (бхава), концентрации, визуализации, безмолвные повторения [мантр] и другие внутренние методы и наблюдали их воздействия на ум. Об этих методах мы поговорим позже более подробно. Здесь же мы продолжим попытку понять определение ума и его состояний.

 

Здесь следует вспомнить, что не существует такой вещи, как единая коллективная индийская философия, так же, как и единая коллективная европейская философия, в которой все философы могут прийти к согласию по определенным посылкам и вывести одинаковые заключения. Различные системы философии  сильно различаются. Например, если бы мы захотели разъяснить индийскую теорию ума, следуя доктрине виджняна-вада, или йогачара, или передать все тысячи терминологических схем, выработанных философами абхидхарма, завершение такой статьи заняло бы у нас время жизни нескольких поколений.

Здесь мы используем в качестве наших ресурсов

(1) в первую очередь, системы Санкхья-йоги,

(2) с соприкосновением с Ведантой, там где эти две сливаются, и

(3) указания, данные в эпической литературе (Махабхарата, включая Бхагавад-гиту, Пураны и т.д.) по отношению к тотальности схемы ума и его процессов.

(4) Обширная область науки ума также нуждается в систематизации с помощью Аюрведических текстов, таких как Чарака-самхита.

(5) Следует помнить, что ни одна наука, выработанная в Индии, не может быть изучена без полной оценки ее связи с изучением ума. Например, теория искусства и литературы[1] является, в первую очередь, психологической. Без концепции бхав, хав, анну-бхав, санчари-бхав[2] (которые будут определены позже) – всего спектра эмоций и их выражений – не существует теории искусства и литературы.

Следует постоянно подчеркивать, что все эти многообразные тонкости, касающиеся ума, могут быть поняты целостно, как единая система, только в контексте практики и опыта медитации. Самонаблюдение в медитации – корень, все остальное – ветви.

Другими словами, эти утверждения об уме и его функциях не должны приниматься на веру как священная доктрина, святое слово, конечная инстанция и т.д. Они должны быть проверены в лабораторной работе духовности, называемой медитацией. С помощью 'лабораторных' методов, предписываемых в науке медитации, проверяются различные состояния ума. Если внутренний тест подтверждает предыдущие 'лабораторные записи', такие как тексты Патанджали, им можно верить как истинным. Даже если несколько тестов начального уровня производят желаемый результат, можно выполнить остальное. Аналогично проверяют предположения об эмоциональных состояниях через самонаблюдение и внутреннее экспериментирование. Только после этого можно принять заключения типа «посредством практики ненасилия всякая враждебность исчезает вблизи практикующего».

 

В первой части серии мы говорили об уме как об энергетическом поле.

Энергетическое поле может быть слабым или сильным; так и отдельное поле ума может быть слабым или сильным.

Слабое энергетическое поле может быть сделано сильнее путем применения подходящей технологии. Ослабленный ум может быть сделан сильнее путем применения определенных методов:

само-экспериментирование в мысленном, речевом и физическом поведении,

самонаблюдение,

концентрация, и

медитация.

 

Слабость – это ослабление некоторой силы. Мрак не может быть убран путем выметания веником. Это лишь относительное ослабление света. Соответствующее усиление, прояснение света убирает мрак. Надо стремиться найти ту силу, ослабление которой приводит к индивидуальной слабости. Усильте эту силу – и слабость исчезнет (это применимо к отдельным людям, обществам, религиям и нациям, а также к любым другим групповым объектам).

Усиление отдельных частей одна за другой, замена индивидуальных слабостей определенными силами не будет целостным, завершенным или долговременным – атйантика в терминах Ишвара-кришны, автора Санкхья-карики. Любое повторное укрепление определенной ослабленной области ума должно быть завершенным в контексте усиления тотального поля ума личности. Эта тотальность повторного укрепления достигается через медитацию.

Это – некоторые из основных принципов «терапии», или, другими словами, индивидуальной реконструкции, применяемой духовными руководителями, чтобы помочь продвижению их возлюбленных студентов и учеников. То же может быть использовано родителями, учителями и консультантами (или лидерами групп и наций).

 

Каковы знаки и симптомы, по которым мы узнаем (человека, который имеет) слабый или сильный ум? Здесь приведены некоторые из признаков.

Слабый ум – жесткий, он лишен эластичности, текучести и сочувствия.

Сильный ум эластичен, текуч и полон сочувствия.

Слабый ум эгоистичен, сильный ум смирен.

Слабый ум делает утверждения, которые противоречат друг другу, сильный ум согласован и гармоничен.

Слабый ум смотрит на противоположности, сильный ум стремится найти дополняющие компоненты и помогает в принятии решения (самадхана).

 

Слабый ум начинает свои предложения (в речи и письме) с «я» и часто повторяет различные формы этого местоимения.

Сильный ум избегает местоимения первого лица и его вариантов.

 

Слабый ум привязан к словам вроде «нет», «отказать», «отвергнуть», «вызов», «моя позиция», «мой взгляд», и другим подобным выражениям. Когда сильный ум «отказывает», это не задевает как отказ.

 

Слабый ум чувствует, что другие сопротивляются ему/ей, отвергают его/ее. Сильный ум имеет веру в позитивную и благоприятную реакцию.

 

Слабый ум помнит, какую боль и какой вред нанесли ему/ей другие, сильный ум забывает об этом.

 

Слабый ум забывает благородные и добрые дела, которые были сделаны для него/нее другими, сильный ум помнит это.

 

Слабый ум забывает, какую боль и вред она/он причинил другим, сильный ум помнит это.

 

Слабый ум помнит благородные и добрые дела, которые она/он сделали для других, сильный ум забывает это.

 

Люди не говорят «нет» слабому уму из страха; люди не говорят «нет» сильному уму из любви.

 

Слабый ум защищает свою собственную позицию.

Сильный ум защищает позицию его оппонентов, находит объяснения для ситуации того, кто отказал ему.

           

Слабый ум забывает вещи от отсутствия интереса к другим людям и из-за эмоциональной затуманенности.

Сильный ум помнит о том, что интересует других. Эмоциональный туман  не препятствует его/ее механизмам запоминания.

 

Слабый ум эгоцентричен, стремится к своему собственному удовольствию, и ему часто противоречат те, в ком он генерирует сопротивление.

Сильный ум постоянно стремится к исполнению желаний других, поэтому перестает вызывать сопротивление, именно другие находят потом удовольствие в предоставлении ему удовлетворения.

Слабый ум реагирует на маленькие вещи, маленькие события, которые длятся лишь мгновение и имеют преходящую ценность.

Сильный ум игнорирует такие вещи и удерживает более обширную картину в более широких временных рамках (дирга-даршин, дура-даршин и сукшма-даршин). Таким образом, он не возмущается малыми событиями, незначительными словами или преходящими ситуациями.

Слабый ум имеет небольшой горизонт, сильный ум имеет широкий горизонт во всех сферах и смыслах.

Слабый ум видит только части.

Сильный ум поддерживает видение целого, где все атомы и галактики, все идеи и науки есть единое взаимосвязанное Целое.

Слабый ум находит сложным изучать новые вещи, все науки легко открываются сильному уму.

Слабый ум живет в страхе (потери, повторения естественных катаклизмов, призраков и одержимостей, атак, болезни, бедности, смерти).

Сильный ум дарует уверенность всем существам самим своим присутствием.

 

Слабый ум страдает от неполноценности, снова и снова подтверждая свое (персональное, религиозное, национальное, наследственное, политическое) превосходство.

Сильный ум воздерживается от таких притязаний, из-за внутренней уверенности в себе, которая охватывает всех оппонентов и противоположные взгляды.

Слабый ум полон внутренних конфликтов и тысяч вопросов о самом незначительном шаге, ищет ответ на каждый вопрос, и каждый ответ порождает еще миллион вопросов.

Сильный ум течет в гармонии, если даже на его вопросы не может быть ответа, они разрешаются.

 

Слабый ум требует, сильный ум дает.

Слабый ум оскорбляется, сильный ум уважает.

Слабый ум отвергает все, сильный ум усваивает то, что внешне может казаться наиболее неприемлемым.

Слабый ум ищет удовольствие и вознаграждение.

Сильный ум открывает более тонкое, более чистое, более интенсивное и продолжительное удовольствие – знание, что кто-то был удовлетворен его действиями.

 

Слабый ум говорит громко, сильный ум говорит только из глубины своего внутреннего молчания.

Слабый ум борется за выбор одной из многих возможностей.

Сильный ум объединяет наиболее противоречивые возможности в единую схему.

Слабый ум излишествует, слишком много ест, слишком многим владеет, преувеличивает, слишком нарядно одевается – потому что он пытается заполнить свою пустоту внешними объектами.

Сильный ум имеет внутреннюю полноту, поэтому спокоен и умерен без чувства ограниченности или лишения. Сильный ум мало потакает себе, владеет малым, преуменьшает.

Слабый ум живет в страхе перед другими, постоянно слишком защищает себя и, таким образом, вызывает атаку.

Сильный ум живет в любви, и эта любовь, лишь одна она, является его защитой.

 

Это неполный список. Это только признаки для оценки имеем ли мы слабый ум или сильный ум, то есть, является ли поле нашего ума полностью энергетизированным, или только лишь частично или недостаточно.

Мы обсудим позже, как слабые умы могут быть превращены в сильные умы с помощью приведенных выше определений.

Пусть все ослабленные умы, которые вызывают конфликты и войны, восстановят свою божественную силу и станут игровыми площадками богов.



[1] Спрашивайте аудио-курс данного автора под названием Бог в театре.

[2] Читайте 3-хтомную работу Джадунатх Синха Индийская психология.