Йога - Самадхи
Центр Гималайской йоги
г. Ростов-на-Дону
Tрадиция Свами Рамы
  • Главная
  • Учителя
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Ссылки

Войти/Регистрация

Центр Гималайской йоги Традиции Свами Рамы приглашает интересующихся Раджа йогой на регулярные занятия. Чтобы влиться в основной поток обучения, необходимо освоить базовые практики Традиции.

Центром проводятся ритриты молчания, очные и онлайн- семинары и занятия (в том числе открытые и благотворительные) в разных городах. Полную информацию можно получить у наших координаторов: Виктория (Ростов-на-Дону) ; Мира (Казань) 8-967 362 3030; Настасья (Новороссийск) +7-928 411 3092; Елена (Екатеринбург) +7-904 543 8480.

Актуальное расписание регулярных еженедельных оффлайн и онлайн занятий  смотрите в меню сайта в разделе Контакты. Также рекомендуем прочитать книгу Свами Рамы Жизнь среди гималайских йогов. См. также видеолекции Свами Рамы на нашем сайте и youtube.

Главная » Статьи » Статьи и тексты » Материалы для учеников

Созерцательная ходьба, ч.1

В йоге одна из центральных целей в развитии индивидуальности и состояний сознания – это sthiti, устойчивость. Практика йоги, abhyāsa, определяется как:

tatra sthitau yatno abhyāsa

Здесь abhyāsa, практика, означает практику стабильности,

усилие, прилагаемое, чтобы оставаться 'там'.

Йога-сутры Патанджали I.13

Мы учимся путям и средствам достижения этой устойчивости в сутрах I.33 и последующих, которые объясняют, как укрепить себя в устойчивом состоянии, на устойчивой опоре, sthiti-pada, и как эта устойчивость, когда она присутствует, может быть упрочена, sthiti-ni-bandhana, так чтобы не болтаться произвольным образом.

Следует придерживаться состояния усилия, пока не будет достигнута высочайшая вершина истинной мудрости, ŗtam-bharā pra-jñā (ЙС II.27).

В Бхагавад-гите, строфы 54-72 второй главы, дается определение человека устойчивой мудрости, sthita-prajñā. Арджуна спрашивает:

Каково определение sthita-prajñā?

Sthita – это тот, кто достиг sthiti, устойчивости на определенном уровне развития сознания. Sthita-prajñā –это тот, чья мудрость стабилизирована. Обычно, каждый имеет некоторую мудрость и некоторое невежество. Иногда он бывает настолько разгневан, что может разгромить целый дом, а иногда тот же человек настолько великодушен, то будет улыбаться в присутствии убийцы. Sthita-prajñā это тот, чья мудрость всегда устойчива.

Арджуна спросил: Каково определение человека с устойчивой мудростью?

Затем он развил это в следующих трех вопросах:

Как человек стабильной мудрости говорит?

Как он сидит?

Как он ходит?

Таким образом, всего четыре вопроса.

Эти четыре вопроса можно разделить на две категории. Йога-сутры учат нас разнице между состоянием samādhi и его противоположности, нашим духовно неестественным состоянием vyutthāna – быть здесь, там и еще где-нибудь, далеко от нашего места медитации. В наивысшем достижении мудрости эти два объединяются, и только после этого йогин действительно становится sthita-prajñā.

Великий комментатор, ученый и йог, Мадхусудана Сарасвати, объясняет, что на первый из этих четырех вопросов – о состоянии samādhi, ответ дается во всего одной строфе, 55. Последние три вопроса относятся к состоянию йога в обыденной жизни, когда он не сидит на своем месте для медитации.

Из них, на второй вопрос, как он говорит, ответ дается в двух строфах, 56-57. На третий вопрос, как он сидит, ответ дается в шести строфах 58-63. Затем на четвертый вопрос, как он ходит, отвечается в восьми строфах 64-71. Однако, в этих строфах слово 'ходит' используется в очень широком смысле прохождения через ежедневную жизнь деятельности, а не просто движения ног и стоп. Эти вещи могут изучаться по различным изданиям Бхагавад-гиты.

Здесь мы постараемся понять последний из этих вопросов, то есть: «Как он ходит?» – в ограниченном смысле слова «ходит».

Свами Рама обычно говорил: «Когда вы ходите, это должно выглядеть, как будто вы танцуете». Он ходил как царь и лев, так как йогин является ими обоими. Наблюдение за ним было обучением ходьбе с прямой спиной, расслабленными плечевыми суставами, величественными шагами – царская походка.

Для тех, кому не посчастливилось увидеть феномен под названием «прогулка Свами Рамы», советую посетить Таиланд, чтобы увидеть уникальные скульптуры прогулки Будды. Они завораживают.

В этом небольшом описании мы попытаемся пойти в направлении навыка ходить правильно.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ ХОДЬБА

Часто, когда люди идут, их чувства не координированы. Их ноги движутся одним путем, а взгляд движется другим путем. Все активные и воспринимающие чувства движутся в разных направлениях. Нет координации между умом, дыханием, воспринимающими и активными чувствами. В йоге учатся их координировать, так чтобы все четыре двигались в гармонии, не противореча друг другу, не уничтожая целей друг друга. Независимо от того, что вы делаете, эти четыре всегда должны быть координированы. Некоторые из шедевров весьма утонченных миниатюрных скульптур и картин Азии были созданы мастерами, применяющими свои средства и навыки в координации с дыхательными техниками.

Следующие три шага можно использовать для преобразования обычной ходьбы в контролируемую и самоуправляемую ходьбу.

Практика ходьбы требует приложения внимания, тренировки и наблюдения за тремя элементами: телом, дыханием и умом. Возьмем вначале тело и дыхание.

ТЕЛО И ДЫХАНИЕ

Шаг первый

Сначала учатся координировать движение стоп, кистей и глаз. Ходите с прямым позвоночником. Во всей системе имеется одно ключевое слово, это - smŗti, т.е. внимательность или осознание. Наблюдайте за координацией. Недостаточно практиковать только координацию. Наблюдайте, что позвоночник выпрямлен, ступни и кисти движутся в унисон, глаза сфокусированы, грудь, живот и область пупа расслаблены. Наблюдайте, как они расслаблены на всем протяжении движения.

Шаг второй

Во время прогулки установите диафрагмальное дыхание, т.е. не дыхание от грудной клетки, а дыхание от области пупа и желудка. Позвольте ему быть равномерным. Практик должен убедиться, что (1) все дыхания равны по объему и силе и (2) текут плавно, без рывков или пауз.

Методы тренировки ученика в диафрагмальном дыхании хорошо известны учителям Гималайской традиции. Когда практикующий совершенно уверен, что он улучшил способ своего дыхания, тогда подходит следующий шаг в практике ходьбы.

Шаг третий

Движения остаются теми же, что и раньше, но ритм дыхания становится 1 к 2. Если длина вдоха равна '1' то длина выдоха должна быть '2'. То есть, если вдох идет на счет «четыре», то выдох должен идти на счет «восемь», счет выполняется в уме. Свами Рама обычно учил бегунов бежать с правильным дыханием, чтобы не терять дыхание при беге.

Не следует пробовать это дыхание при ходьбе, пока (1) оно не является действительно диафрагмальным, без рывков, текущим плавно, (2) практикующий не овладел им в сидящем положении, (3) нет напряжения в грудной клетке при попытке дышать в этом ритме и (4) не возникает нехватки воздуха при поддержании такого ритма.

При выполнении этого дыхания 1 к 2 используют систему счета в уме для поддержания ритма. Для этого, опять, имеется два возможных способа. В обоих ритм мысленного счета не должен изменяться от одного раза к другому. Один и тот же ритм используется для подсчета продолжительности дыхания. Один метод – считать последовательно, то есть: 1,2,3,4 при вдохе и 1,2,3,4,5,6,7,8 при выдохе. Другой методэто 1,1,1,1 и 1,1,1,1,1,1,1,1. Между этими двумя имеется разница в концентрации. Вторая система требует и дает больше концентрации.

Количество счетов увеличивают по мере повышения возможностей, что снова проверяется по факту отсутствия напряжения всегда, когда используется эта система.



Источник: http://www.bindu.org/writings/mag_articles_contempwalking.html
Автор: Свами Веда Бхарати