Йога - Самадхи
Центр Гималайской йоги
г. Ростов-на-Дону
Tрадиция Свами Рамы
  • Главная
  • Учителя
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Ссылки

Войти/Регистрация

Ростовское отделение Центра Гималайской йоги проводит набор в новые группы. Занятия в центре города. Справки у Виктории: 8-951 510 2297, 8-961 281 1080,

Очередные семинары, ретриты и открытые занятия во всех городах: состоятся в оговоренные сроки, справки у Виктории (Ростов-на-Дону): 8-951 510 2297, 8-961 281 1080,
у Миры (Казань) 8-967 36 230 30 и у инструкторов.
Время и место проведения в рассылках.

Мы также проводим семинары, занятия и ретриты и в других городах по приглашению. Обращаться к Виктории и Мире (см. выше)

Информация для интересующихся. Чтобы влиться в основной поток обучения, необходимо пройти базовые практики нашей традиции. Для этого нужно связаться с нами и начать посещать занятия.

Можно посещать открытые занятия и лекции руководителя или инструкторов Центра и изучать материалы, имеющиеся на сайте. Для связи с нами перейдите в Контакты. Также рекомендуем прочитать книгу Свами Рамы Жизнь среди гималайских йогов. См. также видеолекции Свами Рамы на нашем сайте.

Главная » Статьи » Статьи и тексты » Материалы для учеников

Мантра: что и почему - ч.1

Мантра: что и почему

Свами Веда Бхарати

(начало. продолжение - здесь)

Раджа-Йога, королевский путь – это совершенная йога, как этому учит Йога-Сутра Патанджали, которой отдают должное даже величайшие авторы по Хатха-Йоге, такие как Сватамарама. Интерпретированная, расширенная на практике и передаваемая через практическое руководство и посвящения Гималайскими мастерами, она называется Гималайской традицией. Однако без живой передачи Патанджали не может быть понят. Поэтому, первая передача ученикам – это передача мантры, звуковой единицы для концентрации.

Слово «Мантра»i

Слово «мантра» (mantra) связано с английским словом man (человек) и английскими словами "mind” (ум) и "mental” (мысленный), которые произошли от латинского слова "mens” (ум), которое идет от греческого слова "menos” (ум). "Menos", "mens", "mental", "mind", и "man", и слово "mantra" все происходят от санскритского глагольного корня "man”, означающего «медитировать». Человек ("man”) – это создание которое может медитировать. Он имеет ум (mind), с помощью которого он медитирует. Он сосредотачивается на слове, "mantra” для медитации. В Индии и других частях Азии мантра является настолько важной для культуры и настолько ключевой для индивидуальной жизни, что для человека быть без мантры – все равно, что для дала (индийское бобовое блюдо) быть без соли. Что-то упущено. Человеческое существо является незавершенным без мантры.

Что такое мантраii

Мантра – это слово или ряд слов; это – мысль; это – молитва, но не в том смысле, в котором слово «молитва» обычно используется, а скорее – связь нашего низшего сознания с высшим сознанием, которое мы называем Божественным сознанием, или Божественной силой жизни. Мантра – это звуковая единица, единица мысли. Это – звук или ряд звуков, данных слушателю или ученику йоги для постоянного памятования с определенной духовной целью. В нашей внутренней карте сплетений сознания, энергия сознания имеет две формы: звук и свет. На определенной ступени звуковая и световая энергии сплетаются или объединяются. На данной ступени нашего развития они переживаются отдельно друг от друга, так что мы начинаем со звука мантры. Посвящение в свет следует немного позже.

Для начала, следует понять два аспекта мантры: один аспект – то, что это – слоговая комбинация, образующая звук, который специфически воздействует на ум, особенно, если он мысленно повторяется, и второй аспект – это ее значение.

Воздействие повторяемого звука

Теория мантры основана на принципе, что буквы, звуки и слоги алфавита несут внутри себя фокус физических или мысленных вибраций. Каждый слог содержит внутри особый луч сознания. Когда вы думаете об определенных буквах алфавита или о комбинациях этих букв, они производят определенные мысли, определенные умственные вибрации. Имеется определенная структура или «аромат» звука. Мысль о слове есть вибрация ума, однако не все вибрации подобны. Различные слоги несут настройку на смысл различных вибраций. В грубом варианте мы можем наблюдать это в звучании определенных слов. Пусть я, например, нахожусь заграницей, в стране, где никто не говорит по-английски. Находясь в несколько причудливом настрое, я выхожу из моего номера в отеле, иду по улице и вижу человека, идущего навстречу. Он не знает английского, и когда я сближаюсь с ним, я говорю ему резко: «Thud!» (авиакатастрофа).

Хорошо? «Thud!». Он не знает, что это означает, но звук имеет определенное воздействие на его ум. На следующий день я сожалею, что напугал бедного малого своим звуком и хочу уладить это. И вот я иду по улице и, приближаясь и первому встречному, - и этот человек также не знает английский – я говорю мягко: «Lull!» (колыбельная). В чем разница между этими звуками? Звуки «thud» и «lull» качественно различны. Поэты и опытные писатели хорошо осведомлены об этом и используют звуки для усиления эффекта своих композиций. Так что, звук имеет воздействие сам по себе, независимо от его перевода. Он создает отпечаток в уме. Точно так же, каждая из мантр имеет свою особую звуковую вибрацию.

Мантра как действие энергии

Мы можем пойти немного дальше. Вся Вселенная наполнена сознательными силами. Некоторые называют их ангелами, божествами, инкарнациями, проявлениями Бога и т.д. Звуки мантр представляют эти конкретные формы или аспекты сознания. Так что в Традиции мы рассматриваем мантры как звуковые формы сил божественного. В некоторых традициях христианской религии, а также среди суфи, или в еврейской каббалистической традиции говорят, что имя Бога – это сам Бог.

Более точно, каждый индивидуализированный ум имеет свою собственную структуру. Именно в уме сохраняются отпечатки многих жизней. Мы называем эти отпечатки самскарами. Какое бы действие мы не выполняли, какое бы желание мы не испытывали, какие бы порывы в нас не возникали, все они приводятся в действие этими отпечатками. Итоговая сумма этих отпечатков из прошлого составляет наши индивидуальности. Если мы хотим очистить себя, мы должны научиться изменять характер этих отпечатков. Если имеется стакан, наполовину наполненный холодной водой, а я подливаю туда горячей воды, то характеристики воды меняются. Если я имею отпечатки, которые ведут к горьким (bitter) мыслям, и я вливаю туда одну основную мысль с улучшающим ум (mind-sweetening) звуком снова, снова и снова каждый день, по многу часов в день, и делаю это в течение десяти, пятнадцати или двадцати лет, ум получает ее отпечаток и обязан измениться. Таким путем мантра меняет присущую нам природу, делает ее более утонченной, мягкой, спокойной. Если равнодействующая индивидуальных отпечатков ведет к тревожным мыслям, дают успокаивающую мантру. Если же они слишком пассивны, то инициируемый получает активирующую мантру. И если мантра воспроизводится снова, и снова, и снова, отпечаток этой мантры производит известные желаемые изменения в индивидуальности.

Будучи именем и звуковым телом божественного, мантра так отпечатывает себя в более глубоких слоях ума, что человеческое в нем сдается и уступает присутствию божества. Медитация с мантрой является переживанием молитвы без слов на уровне тончайших чувств и практикой самоотдачи. Именно это в предельном виде содержится в изречении 'не мое', 'все Твое', 'только Твое', так что вся личность в целом может посредством этого стать Домом Бога, инструментом Божества, формой, через которую с этих пор действует только Божественное. Медленно. Все в свое время. Практика этого начинается, когда ученик прекращает 'делать' мантру, а только позволяет ей подниматься из внутренних глубин и внутренне прислушивается к ней.iii

Мантры для различных индивидуальностей и целей

Кто-то может возразить и сказать: «Эй, я люблю себя таким, какой я есть. Я не хочу менять свою индивидуальность и не хочу, чтобы кто-либо вмешивался в нее». Если вы не сделали шаг к получению мантры, даже простая медитация с дыханием и «Со-хам» приведет к изменениям в вас. Однако она будет не столь эффективна, как индивидуальная мантра. Когда передается индивидуальная мантра, называемая дикша (мантра инициации) или гуру мантра, это подобно взятию капли из универсального ума Традиции и пересадке этой капли, этого семени, в инициируемый ум. Это называется инициацией, поскольку, какой бы малой она ни была, некоторая форма энергии передается по линии передачи от ученика к ученику, от ученика к получателю. В Брхад-араньяка Упанишад, датируемой приблизительно 14 веком до р.х., мы можем прочесть список учителей линии передачи, кто учил кого, кто учил кого, кто учил кого, перечисляя шестьдесят восемь поколений учителей, один учитель за другим, следуя назад, к первому, Сьямбху Брахман, Самосуществующему Высшему Существу. «Поклонение этому Самосуществующему Высшему Существу», - говорят Упанишады. Так что мантры – это звуки, мысли, слова, даваемые как проникновение в сознание древних риши (мудрецов) в наивысшем состоянии самадхи, предельной медитации. Мантры пробуждаются в душе как откровение, потом они передаются по линии.

Существуют различные мантры для различных людей. Как это работает? Здесь мы немного расскажем об истории традиции йоги. Иногда люди спрашивают: «А что с Трансцендентальной медитацией? Где ТМ совпадает с традицией йоги?» Слово «трансцендентальный» - это распространенное современное выражение. Это – определенно не санскритское слово. Это – перевод с чего-то другого. Некоторые люди спрашивают: «А как насчет дзенской медитации?». Как она по сравнению с йоговской медитацией?

Около 3000 лет до р.х. Индия была страной первопроходцев, подобно Америке в 1800-х. Люди, мигрировавшие из разных мест, расселялись, вырубали некоторые леса, обосновывались и основывали города и религии. Но некоторые, те, кто были глубокими философами, отходили от всего этого, отправлялись и создавали свои отшельнические жилища в лесах и пещерах в горах. Они начинали процесс самопокорения, самоисследования. Когда люди уставали от деревень и городов и хотели какого-то мира в уме, они отправлялись посетить этих учителей-отшельников, этих великих мастеров и оставались у их ног некоторое время, достигая некоторой умиротворенности ума, определенного направления и определенной мудрости, и потом они возвращались в города и деревни и восстанавливали свою обычную мирскую жизнь. Некоторые из этих отшельнических жилищ становились великими университетами. Например, Александр Македонский, который вторгся в Индию в IV веке до р.х., проходил очень близко к области, где находился университет Такша-шила, в котором в то время проживало свыше двадцати тысяч студентов. Но обучение не было оторвано от духовности. Оно всегда вовлекало тренировку характера. В течение студенческой жизни (стадии брахмачария), каждого обучали, как управлять собой, чтобы быть полезным обществу и как осуществить свою цель как человеческое существо и расти духовно.

Великие мастера Гималаев, которые создали систему йоги, благодаря интуитивному знанию и мудрости которых учение передавалось и передается до сих пор, в дополнение к интуитивному знанию производили эксперименты на себе. Типы мыслей, которые мы думаем, создают наши индивидуальности. Обычно мы не поддерживаем какую-то единственную мысль. Мы не думаем согласовано. Наши мысли беспорядочны и суматошны. Практика мантры – это практика принятия одной единственной мысли и согласованного удержания этой единственной мысли, так что она будет иметь определенное воздействие на ум.

Так что, великие мастера йоговской традиции могут сказать: «Сын, в тебе недостаточно огня. Мы дадим тебе огненную мантру. Сядь рядом с пламенем, пламенем свечи, смотри на него; и вместе со своим дыханием мысленно вспомни или внутренне услышь эту особую огненную мантру. За шесть месяцев в твоей индивидуальности произойдут определенные изменения, которые будут очень позитивны». Другому ученику могут сказать: «Всем вам недостает прохлады и потока воды, так что мы дадим тебе водяную мантру, с которой ты будешь сидеть и медитировать возле текущих вод». Таким образом, через период времени этот визуальный отпечаток, так же, как и эта одна мысль, которая воспроизводится согласованно с концентрацией, производит очень, очень тонкие изменения в индивидуальности ученика.

Постепенное изменение индивидуальности

Изменения человеческой индивидуальности не происходят за одну ночь. Перед тем, как вы идете спать, посмотрите в зеркало. Посмотрите на свое лицо. Проснитесь утром на другой день, изменилось ли ваше лицо за ночь? Нет, не изменилось. Этото же лицо. Посмотрите на него снова вечером. С утра до вечера этото же лицо. Завтра утром, завтра вечером, то же лицо. Опять то же лицо. Через пять или десять лет возьмите вашу сегодняшнюю фотографию. В какую ночь вы пошли спать и встали с изменившимся лицом? Изменения в человеческой индивидуальности очень тонки и неуловимы. Люди, которые начали практику вроде медитации и получили мантру, становятся нетерпеливыми, потому что их ум меняется медленно. Некто позвонил мне как-то раз по телефону и сказал: «Я получил мою мантру три месяца назад. Когда я получу мое просветление?» Процесс духовного прогресса и прохождения определенных систематических практик называется садхана и обычно это медленный, тихий, постепенный процесс. Он не может быть поспешным, потому что имеется слишком много всего, что надо усвоить. Но люди нетерпеливы.

Различные способы использования мантры

Есть различные тропки к сердцевине вашего сознания. Это – то, с чем связана вся медитация. Имеется много различных дорог к истинному Я, и имеется много различных методов и техник медитации, предписываемых и подходящих к разнообразным индивидуальностям. Люди могут концентрироваться на пламени свечи. Некоторые могут использовать один вид дыхательных упражнений; другие могут использовать другой тип дыхательных упражнений. Некоторые могут слушать звук мантры. Некоторые могут концентрироваться на заданном центре сознания вместе с практикой мантры, и т.д.

Сегодня большинство людей обучаются вначале простым мантрам, а затем им дают более сложные мантры для практики в определенный период времени. В свое время, после определенного периода практики, мантра может практиковаться с внутренними концентрациями или с огненными подношениями, что делает ее в десять раз более интенсивной,iv так, чтобы получить определенный духовный результат. Это путь отпечатывания определенной мысли в уме. Посредством этого отпечатка где-то откроется дверь, и, где бы ни оказался ищущий, его следующий шаг немного приблизится.

Раджа йога и исходящие из нее пути

Великие мастера, основатели Гималайской традиции йоги, были мастерами всех различных дорог к самопокорению, самоисследованию, к сердцевине нашего высочайшего сознания. Однако, не каждый из учеников, которых они обучали, был способен освоить все различные разделы медитации. Некоторые переходили на практику только физической йоги в течение долгого времени. Другие больше откликались на концентрацию на звуке. Другие достигали успеха в концентрации на свете. Они становились мастерами определенных систем внутри более обширных систем и основывали свои собственные академии и ашрамы. Именно поэтому сегодня имеются различные ответвления йоги: хатха йога, нада йога, лайа йога и т.д., и ученики приходят в определенные ашрамы, обосновываются и испытывают в течение некоторого времени один определенный путь. Что теперь происходит, так это то, что некоторые ученики говорят себе: «Это – наилучший путь». Почему они это делают? Потому что он хорош для них. Он помогает им. «Я получил огромную пользу от него», – говорят они. Но другой человек скажет: «О, эти люди. Я был там. Я пробовал это, но со мной ничего не происходило». Ученики великих мастеров, как вы видите, были мастерами в определенных системах, но очень-очень немногие были признаны способными освоить полностью всю Раджа йогу, королевский путь, основной путь, который объединяет все эти системы в более обширное построение. В Раджа йоге имеется великое разнообразие методов, но все они находятся в рамках исходной системы. Все эти разнообразные системы попадают в рамки великого построения, где имеется много систем и методов и мантр, подходящих для различных индивидуальностей. Так что в нашей Традиции мы начинаем с Раджа йоги, королевского пути йоги.

Во многих городах и странах люди спрашивали меня: «Как можно сравнить вашу систему с системой дзен?» Как я могу ответить на этот вопрос? Так что я отвечаю со всем смирением, что все, что известно в дзен, также известно в йоге, но все, что известно в йоге, не обязательно известно в дзен. Возьмем ТМ в качестве второго примера. Выбор определенной мантры и использование ее определенным образом – один из правильных путей использования мантры. Когда Махариши Махеш Йоги прибыл в Соединенные Штаты и Европу, и у него было так много для передачи, люди, занимающиеся рекламой, должны были сказать ему: «Послушайте, йогин, все это великое скопление мудрости и философии, похоже, не работает здесь. Вы должны красиво упаковать это. Вы знаете, возьмите немного и хорошо упакуйте. Вложите это в притягательную обертку, добавьте симпатичный ценник, добавьте какие-нибудь другие маленькие аккуратные вещи и скажите людям, что через три года или около того они достигнут просветления, или что это будет выгодно для них как-нибудь иным образом». Но это только небольшой фрагмент структуры системы йоги. Что касается Випассаны, большинство изучающих Випассану, которых я встречал, были привязаны к ощущениям, телесным ощущениям. Я видел тех, кто занимался медитацией двадцать пять лет, но они не вышли за пределы телесных ощущений. Они бы могли, но многие из их учителей не знают, как повести их куда-либо дальше, за пределы нама-рупа (имя и форма). Аналогично обстоит и с дзен. Хотя существует много школ дзен, которые используют мантру, очень много учеников дзен имеют трудности с выходом за пределы мысли. Вы видите, все эти системы должны быть интегрированы в ведантическое созерцание Махавакьи и медитацию с мантрой. Имеется место, где эти две объединяются, и ученик должен познакомиться с этим местом на опыте. Прелесть Гималайской традиции в том, что она интегрирует все системы. Это не так, как если бы они были разделены и вы искусственно объединяли их, но они возникли из одной системы и разошлись, и каждая развилась в своем собственном направлении. - читать дальше

i Более подробный анализ слова «мантра» см. в кн.: Свами Веда Бхарати Сутра и мантра (Swami Veda Bharati Sutra and Mantra).

ii Расширенное объяснение мантры дано в работах Свами Рамы и в работе Уршабуддха Арьи (Свами Веда Бхарати) Мантра и медитация (Mantra and Meditation by Usharbudh



Источник: http://www.ahymsin.org/main/index.php/Swami-Veda-Bharati/mantra-what-and-why.html
Автор: Свами Веда Бхарати