Йога - Самадхи
Центр Гималайской йоги
г. Ростов-на-Дону
Tрадиция Свами Рамы
  • Главная
  • Учителя
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Ссылки

Войти/Регистрация

Центр Гималайской йоги Традиции Свами Рамы приглашает интересующихся Раджа йогой на регулярные занятия. Чтобы влиться в основной поток обучения, необходимо освоить базовые практики Традиции.

Центром проводятся ритриты молчания, очные и онлайн- семинары и занятия (в том числе открытые и благотворительные) в разных городах. Полную информацию можно получить у наших координаторов: Виктория (Ростов-на-Дону) ; Мира (Казань) 8-967 362 3030; Настасья (Новороссийск) +7-928 411 3092; Елена (Екатеринбург) +7-904 543 8480.

Актуальное расписание регулярных еженедельных оффлайн и онлайн занятий  смотрите в меню сайта в разделе Контакты. Также рекомендуем прочитать книгу Свами Рамы Жизнь среди гималайских йогов. См. также видеолекции Свами Рамы на нашем сайте и youtube.

Главная » Статьи » Статьи и тексты » Техники и практики йоги

Как правильно сидеть во время практики пранаямы

КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ ПРАНАЯМЫ

Перед тем, как мы начнем практиковать любую технику йоги, самое важное - это научиться сидеть. Только если сидячая поза неподвижна, спокойна и удобна, практикующий может наслаждаться пранаямой или медитацией. Поза помогает ему дышать правильно, открывает грудь и живот, по которым дыхание течёт свободно, и лёгкие получают максимальное количество воздуха. Это первая  стадия духовной практики. Практикующий должен усвоить позу для того, чтобы добиться полного владения дыханием и умом. Существует три пути для того, чтобы сделать наш ум умиротворённым.

  1. Снаружи вовнутрь
  1. Изнутри наружу
  1. Изнутри и снаружи одновременно

Первый из них является очень важным. Когда тело (снаружи) неподвижно, через несколько минут и ум естественным образом становится неподвижным. Другой вариант - если ваш ум становится неподвижным, то и ваше тело станет неподвижным. В современном мире у большинства людей нет умиротворённости ума, таким образом, техника ‘изнутри наружу’ для них очень трудна. Так что, техника ‘снаружи вовнутрь’ проще для практикующего. Когда практикующий  знает, как сидеть, можно считать, что сделана половина практики. Он может тогда дышать правильно и концентрироваться на различных ощущениях своей индивидуальности.
Тело состоит из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха и пространства. Это тело создано из пяти элементов, которые контролируются праной (жизненной энергией) или, попросту говоря, дыханием. А это праническое, или энергетическое тело управляется умом. А ум освещается сознанием. Таким образом, тело – это последняя и самая плотная часть в этой инволюции#. А чтобы вернуться назад, к источнику инволюции, т.е. Атману, или индивидуальному сознанию, путешествие следует начинать с тела. Таким образом, для понимания того, как тело подвергается внешним и внутренним факторам воздействия, следует понять его структуру и функции.
Это понимание становится возможным, когда мы наблюдаем за телом, как оно движется, скручивается, наклоняется и т.д. Когда мы принимаем решение быть неподвижным и пытаемся сохранять неподвижность в позе, мы внезапно начинаем ощущать некое внутреннее движение. Мы чувствуем, что тело напряжено и неспокойно. Это переносит нас на более глубокий уровень практики, когда мы чувствуем, что движение тела возникает изнутри. Когда тело  наполнится энергией и станет гибким благодаря практике асан и растяжек, оно сможет быть неподвижным, и мы будем получать удовольствие от сидячей позы.
Главное – не в том, чтобы выбрать хорошую сидящую позу, а в том, чтобы понять ее особенности. Иногда люди ошибочно считают позу лотоса наилучшей для пранаямы и духовных практик, но это не всегда так. Если во время практики, при сидении в позе лотоса или в другой позе, чувствуется боль в ногах, тогда невозможно наслаждаться практикой, так как ум постоянно возвращается в тело, туда, где имеется боль. Голова, шея и туловище должны быть выровнены вдоль одной прямой и расслаблены. Мышцы лица также следует расслабить. Некоторые люди во время практики пранаямы слишком много двигают мышцами лица, иногда плечи также двигаются, что недопустимо. Челюсти и плечи также следует расслабить. Чтобы устойчиво сидеть таким образом, можно подложить под ягодицы одеяло или подушку. Это помогает держать спину прямой.
Когда вы сели правильно, постарайтесь не двигать тело. Тело должно быть как скала, полностью неподвижно. Достигнув  неподвижности, не надо пытаться двигаться. Эта неподвижность должна быть обычной и естественной. Если прилагать слишком много усилий, то в мышцах тела будет напряжение. Когда наша сидячая поза естественным образом неподвижна и выпрямлена, мы переходим на второй уровень йогического опыта. Ум достигает состояния мира и тишины. Но иногда это непросто. Эмоции беспокоят и выводят из равновесия всё наше существо. Поэтому следует практиковать определенные упражнения, чтобы очистить и сбалансировать эмоции. Эмоциональное Очищение крайне необходимо для достижения Самадхи.
Имеется небольшой естественный изгиб в нижней части спины, так что позвоночник имеет S-образную форму. Сидеть прямо – это не значит сидеть, сделав позвоночник прямым, как палка. Когда мы находимся в позе для дыхания, следует сохранять этот изгиб. Если мы сидим таким образом, не будет возникать блокировки потока энергии, и во время практики медитации спина не будет заваливаться. Если колени касаются пола, это позволит сидеть удобно, так как все мышцы ног могут расслабиться, и ноги не немеют.
Регулярная практика хатха йоги улучшает позу для медитации и добавляет гибкости, так что практикующий становится более устойчивым и подготовленным для пранаямы и медитации. Хатха йога помогает позвоночнику, груди, мышцам и бёдрам стать достаточно сильными для поддержания неподвижной позы.
Есть несколько поз для пранаямы. Их можно использовать согласно своему уровню гибкости и умения. Это:
  1. Падмасана (Padmasana)
  1. Сиддхасана (Siddhasana)
  1. Свастикасана (Swastikasana)
  1. Сукхасана (Sukhasana)
  1. Майтриасана (Maitriasana)

Следует регулярно практиковать какую-то одну из этих поз, чтобы достичь в ней совершенства. Тогда вы сможете сидеть в медитации долгое время. Если вы знаете, как сидеть правильно, вы сделали половину медитации. Поэтому, поза имеет большое значение в духовных практиках.