Йога - Самадхи | ||
Центр Гималайской йоги г. Ростов-на-Дону Tрадиция Свами Рамы |
Главная » Статьи » Статьи и тексты » Материалы для учеников |
ПОЛЕ УМА: ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА БОГОВ, ч.1
|
Ум вместе с Я и его вариантами, может быть, самое популярное слово в любом языке. Я и мой ум имеют почти одинаковое значение. Но оба представляют тайну. Что в точности это Я? Оба, и мудрец, и ищущий, находятся в неопределенности. Аналогичным образом, мы озадачены значением слова ум. В прошлом некоторые использовали его как синоним души – чем бы она ни была. Другие думают об уме как о сумме функций мозга. В первом случае не делается никаких различий между духовным и ментальным. В последнем случае ум и тело (для которого мозг является регулировочной станцией) рассматриваются как идентичные. Определение и природа ума Различные определения ума не разделяются по направлениям
Востока и Запада. Просто имеются философские школы, которые развились в
различных частях мира, и в каждой из них ум определяется различным образом. Здесь
мы попытаемся понять школы мысли, которые развились из видения основавших их
мастеров медитации в Индии. Наша цель – не написать учебник по психологии, а
понять наш собственный ум таким образом, чтобы мы могли использовать его для
улучшения цели нашей жизни, то есть счастья и удовлетворенности. Без понимания
природы и процессов (вритти)
ума, мы будем неспособны владеть им, как эффективным средством для получения
нашего желанного счастья. Среди тридцати одного компонента человеческой
индивидуальности (Бхагавад-гита 13.3-6), ум и его процессы составляют главную
часть. Эти компоненты вместе известны как поле, кшетра. В другом
источнике, в Тантрах, нам говорится, что мы – ни что иное, как колеса энергии, шакти-чакра.
Следовательно, мы можем сказать, что ум – это энергетическое поле. Это –
определенный тип энергии, или силы. Сегодня он не включается в число
материальных энергий, таких как электромагнетизм или гравитация. Это
энергетическое поле своего собственного типа. Ни одна индийская школа не
рассматривает его как духовную силу, как часть атмана, духовного Я. Чтобы
достичь реализации атмана, надо оставить ум позади. Мы рассмотрим это
позднее. «Ум над материей» не является индийским лозунгом. Это
понятие идет от определенных школ, которые не различают силы души и силы ума. Ум
– это двуязычный переводчик между духовным я и физическим я. В своей тончайшей,
повернутой вовнутрь стороне он почти такой же сияющий, как атман. В
своей наружной стороне ум отождествляется с намерением, стоящим за
функционированием физических механизмов. В любом случае, он остается
энергетическим полем, продуктом пракрити. Универсальный ум Мастера медитации всех традиций Йоги согласны в том, что
есть один универсальный ум, в котором индивидуальные умы являются лишь волнами
(спанда, урми). Это – принцип любви и ненасилия. Всякая антипатия
и всякое насилие направлены против собственного (универсального) ума. Все, что
содержится в универсальном уме, как любая форма знания, доступно
индивидуализированному уму, если мы знаем, как открыть каналы. Основы ума Ум действует на пяти различных бхуми, основах, как
их называют в Йога-сутрах. Его пять основ, это: Кшиптам, возбужденная.
Текущее состояние большинства умов, перемещающихся с одного объекта, ощущения,
мысли, чувства, эмоции, импульса, желания к другому, от момента к моменту в
нашем состоянии бодрствования. Мудхам, притупленная.
Состояние ступора различного типа. Наиболее распространено то, когда в нашем
«бодрствующем» состоянии мы не имеем никакого внимания к нашему существованию и
никакого осознания наших способностей. Любое отсутствие внимания, так же как и
любое невежество попадают в эту категорию. Затем имеются переживания глубокого
сна, комы и т.д., обычно определяемые как формы ступора. Ви-кшиптам,
отвлеченная. Она не такая, как кшиптам, возбужденная. Ви-кшиптам – это отвлечение от точки
концентрации или текучего осознавания в медитации. Это – уровень медитации,
который испытывается большинством начинающих. Экаграм,
концентрированная, однонаправленная. Это – невозмущенная концентрация в
медитации. Ни-руддхам,
полностью контролируемая. Это – состояние самадхи. Современная психология, главным образом, объясняет
переживания, связанные с кшиптам и мудхам. Только теперь она
начала изучать медитативные состояния. Медитационная психология рассматривает
два последних как наиболее естественные состояния, а первые три являются просто
их ослаблением. Процессы ума Они известны как вритти. Йога-сутра
говорит о пяти категориях вритти. Прамана, разумные
состояния и процессы ума, прямое восприятие через чувства, логический вывод и
принятие слов мудрого. Випарйайа,
познание противоположного реальности, а-тасмин тад-буддхих, тасмин
а-тад-буддхих: познание 'того' в 'не-том' и 'не-того' в 'том'. Випарйайи
также известны как клеши, болезни пяти типов, подразделенные на 62
категории как в индивидуализированном, так и в универсальном уме. Первая из них
– авидья, невежество, в которой мы принимаем невечное, нечистое,
печальное, не-я за вечное, чистое, приятное, я (атман), соответственно. Из
этого невежества возникают четыре других, о которых мы поговорим позже. Ви-кальпа,
фантазия, которая может быть выражена в словах, но не относится ни к чему
реальному. На определенном уровне весь язык ни что иное, как выражение ви-кальпы, при выявлении его
предполагаемого значения. Нидра, сон
(без сновидений). Это не отсутствие процессов в уме, а сам по себе особый
процесс. Это просто погруженность сознания в познание принципа отрицания. Смрити,
память, опыт, который не был утрачен умом. Эти вритти могут быть
болезненными, клишта, или безболезненными, аклишта. Те, что
окрашены клешами, ведут к зависимости, тогда как противоположные, а-клишта,
или безболезненные, ведут к освобождению. Процессы и отпечатки Несколько слов о самскарах,
очень тонких отпечатках, которые остаются в поле ума. Все наши ментальные,
речевые и физические действия и переживания оставляют отпечаток. Ни одно
чувство толщиной в волосок не уходит без формирования самскары. Это
скопление самскар и составляет
нашу бессознательную индивидуальность. Самскары определяют, как мы
интерпретируем окружающую среду и
впечатления. Самскары не лежат
спящими в нас. Они постоянно перемешиваются под поверхностью хотя мы не знаем
об этом мощной субокеанической деятельности происходящей внутри нас. Они,
подобно посаженным семенам, имеют свой процесс созревания в формах
интерпретации впечатлений, которые мы выбираем для себя и, таким образом,
реагируем. Наши интерпретации никогда не являются нейтральными или
объективными, а окрашены силой наших самскар. Таким образом, болезненные самскары
вызывают болезненные вритти, которые, в свою очередь снова переходят в самскары.
«Этот цикл вритти и самскар продолжает вертеться день и ночь», -
говорит Вьяса, классический комментатор Йога-сутр. Именно в этом цикле
процессов, вритти, и отпечатков, самскар, находятся все эти наши
удовольствия и неудовольствия, страхи, опасения и комплексы. Именно здесь они
должны быть поняты и преобразованы в подходящие средства для нашего счастья,
удовлетворения и освобождения. Для этого наука медитации предписывает
специальные методы. Источник: http://www.lifepositive.com/Spirit/Meditation/Mind-Field_the_Playground_of_Gods22005.asp |
||
Автор: Свами Веда Бхарати |